Пятница, 29.03.2024, 15:06
Qırımtatar musicbeta
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Все статьи [13]
Главная » Статьи » Все статьи

Крымская народная музыка (ч. 1)

Крымскотатарская (или крымская) народная музыка — одна из ветвей многонациональной культуры нашей страны. Музыка, отражающая думы и чаяния свободолюбивого крымскотатарского народа, лучшие черты его национального характера, славную многовековую историю, насильственно отторгалась правящими классами от народа.

Царские чиновники, духовенство преследовали народных певцов и музыкантов, чинили всяческие препятствия развитию музыкальной культуры нашего народа. В этих условиях не могло быть и речи о росте национальных форм и жанров музыки, о создании квалифицированных профессиональных кадров композиторов, исполнителей и ученых. Крымскотатарская народная музыка развивалась как культура устной традиции. Истоки крымскотатарской культуры уходят в далекое прошлое. Непрерывно обогащаемые и развиваемые музыкальные традиции крымскотатарского народа сохранили свою самобытность вплоть до наших дней, несмотря на попытки насильственной ассимиляции со стороны царских чиновников и советских идеологов. Эти традиции удержались и развивались вопреки реакционной политике царского самодержавия, феодально-капиталистической верхушки, закостенелым догмам КПСС, налагавшим запрет на крымскотатарскую народную музыку. Для более глубокого освещения темы обратимся к истории. Крым — Родина его коренных жителей, крымских татар, или крымцев. Коренными жителями Крыма являются также караимы (карайлар) и крымчаки. Языки коренных жителей Крыма, так же, как их музыка, очень близки друг другу. Но у них имеются песни, связанные с религиозными обрядами и ритуалами. Так как на территории Крыма, кроме крымскотатарской, крымчакской и караимской народной музыки, по моим исследованиям, не родилась никакая другая народная музыка, то мы смело и вполне закономерно можем использовать более точную и правильную терминологию — НАРОДНАЯ МУЗЫКА КРЫМА. Музыкальное искусство в Крыму возникло в глубокой древности. На заре человеческой истории люди изготовили первые примитивные инструменты: флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук и другие. Тогда же люди сложили и свои первые песни о труде и повседневном быте, песни лирические и другие. С тех пор музыка в своем развитии шагнула далеко вперед. Изобретена была запись музыки — нотация. Возникли, наконец, эстетика и теория музыкального искусства. «... При раскопках, произведенных научными экспедициями Академии наук СССР, найдены памятники развитого музыкального искусства у древних скифов, населявших причерноморские степи'и описанных еще Геродотом. В могильном подземелье мелитопольского кургана, наряду с утварью и другими изделиями, обнаружено было рельефное изображение на золоте, относящееся к 4-3 векам до н,э. — скифы справляют праздник — поют, пляшут и играют на арфах. Боспорское царство, Херсонес, Ольвия, вероятно, были очагами музыкальной культуры древнего Причерноморья» (Розеншильд К. История зарубежной музыки. — М.: Музыка, 1969 — С. 11.). «...в курганах близ Евпатории и Красноперекопска найдены первые крымские музыкальные инструменты — костяные флейты» (Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. — М.: Мысль. — С. 20.) Эти сведения относятся к бронзовой эпохе, на рубеже П и 1 тысячелетий до н.э. В глубокую древность уходит красочное и проникновенное творчество крымских музыкантов: ашыкълар, кедайлар, чалгъыджылар, йырджылар, усталар. Однако ислам как религиозно-государственная идеология противился прогрессу музыки, хотя его обрядово-ритуальная сторона и предполагала некоторое музыкальное оформление. Недаром само название его обозначает «покорность».

Тексты Корана произносились, да и теперь речитируются муэдзинами всего мусульманского мира однообразно, нараспев. В дальнейшем молитвенно-речитативный стиль изменился в сторону приближения к светской музыке. Шейхи,муллы, муэдзины, распевая Коран по установленному ритуалу пять раз в сутки (в это время все мусульмане читают свои молитвы), стали варьировать напевы, вводя в них бытующие мелодические обороты, расцвеченные четвертитонными интонациями, насыщенные увеличенными секундами и т.п. Это делало молитвенные призывы «Ля иляhе илляллаh> (Нет бога, кроме Аллаха!) и другие, им подобные, более разнообразными и эмоционально впечатляющими. А религиозные песнопения «Иляилер» основаны на установившихся, четких, определенных высокохудожественных мелодиях. В марте 1998 г. по сообщению НТВ, «В Афганистане талибы (племя пуштунов) по религиозным соображениям вообще запретили МУЗЫКУ, а в школе разрешено изучать только КОРАН». В 1996 и 1997 годах на празднике Курбан-байрам в массиве Каменка города Симферополя запретили исполнять музыку, хотя до этого автор этих строк со своим ансамблем «Дестан» украшал эти праздники. Почему? Потому что религиозные деятели видят в музыке своего соперника, якобы отвлекающего людей от религии. Хотя, как известно, в Коране ни слова не сказано о музыке. Но в развитых светских мусульманских странах, в частности — в Турции, во время Курбан-байрама повсеместно проводятся большие гуляния, разные увеселительные мероприятия, концерты, где выступают деятели музыкальной культуры. Одним словом, Курбан-байрам становится настоящим праздником для всех слоев населения. Я сознательно привел эти примеры для наглядности, так как ислам имеет громадное значение и положительное влияние на прогресс цивилизации мусульманских народов. Известно, что в средние века крымские ханы использовали музыку и в военных целях. «... Заиграли тогда трубы афрасиябские, после чего хан оставил для обороны замков Ор тысячу стрелков под начальством Нуреддин-султана, как коменданта замка, сам... под звуки бубнов и литавр выступил из Ора в поле во главе сорокатысячного войска». (Челеби Э. Книга путешествий. — Симферополь: Таврия, 1996 — С. 63). «... Ханы получили право обладания двумя бунчуками, двумя хоругвями и знаменами, а также капеллой, в которой на инструментах любого рода по семь музыкантов играет. В войске их играют, однако, на трубах в стиле труб Афрасияба, еще времена прадедов помнящих, а также на трубах и барабанах таких, какие у Джемшида бывали». (Там же, с. 106). Притягательная сила музыки настолько велика, что религия не становится препятствием для ряда наиболее высших чинов государства. «...Обнаруживается, что среди ханов встречаются личности, совершенно не совпадающие с общераспространенным мнением о них. Так, например, Гази-Гирей Бора (1588-1608) был не только прекрасным музыкантом, но и талантливым поэтом лирического склада. Поэтами были и Бегадыр-Гирей (1640-1641), и Селим-Гирей (умер в 1704г.), и Сафа-Гирей, и некоторые другие члены ханского рода...». (Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. — М.: Мысль, 1992 — С. 213). «...При Крым-Гирее бахчисарайский дворец стал обителью муз и науки, хан окружил себя образованными людьми.... Из драматического жанра хан более всего любил французскую комедию, в частности, Мольера, а музыку обожал настолько, что не мог отказать в ней себе и на смертном одре — за несколько часов до смерти, чувствуя ее приближение, он приказал начать концерт, составленный им заблаговременно» (Там же, с. 254-255).

Конечно, ханы, да и другие высокопоставленные деятели, занимались музыкой как любители. А профессиональными музыкантами были в основном крымские цыгане, которые играли по слуху, без нот, иногда слуги или музыканты, попавшие в плен во время войн. В беседе со стариками я обнаружил, что профессионально заниматься музыкой в мусульманском мире представителям высшего и среднего сословия издавна считалось большим унижением, грехом и, если кто-то осмеливался нарушить этот неписаный закон, то его клеймили позором и выставляли на всеобщее посмешище. Конечно же, при такой ситуации ни один человек не желал видеть своих детей профессиональными музыкантами. Даже автору этих строк, когда в начале 1950-ых годов начал профессионально заниматься музыкой, отец сказал: «В нашем роду никогда не было музыкантов, все наши предки были крестьянами и тебе не советую нарушать эту традицию». Настолько устойчивы были предрассудки у людей! До начала ХХ в. не известен ни один случай, чтобы крымский татарин получил образование в каком-нибудь музыкальном учебном заведении. Но, несмотря ни на что, крымская народная музыка развивалась и лучшим доказательством этого является многообразие его жанров и форм. Вот некоторые из этих жанров: йыр, тюркю, дестан, такъмакъ, бейит, чынъ, мане, нагъме, мерсие, макъам, иляи; жанры инструментальной музыки — авалар: эзги, долу, хоран, агъыр ава, хайтарма, такъсим, пешраф. Йыр (джыр) — песня (термин, употребляемый в степной части Крыма). Эти песни в основном несложны по строению и имеют четкую метроритмику. Тюрки — песня (термин, употребляемый в горной и южнобережной частях Крыма). Песни этих районов отличаются большим разнообразием и сложностью фактуры, они часто сильно орнаментированы, имеют сложные, смешанные размеры. Дестан — эпическое сказание, гюстроенное на чередовании разговорного текста (с речитативным уклоном) с музыкальными фрагментами. Дестан обычно исполняют ашыкълар (ашуги). Ава — это инструментальная музыка. К этой группе относятся наигрыши, танцевальные и всевозможные мелодии. Эзги — народные мелодии без слов импровизационного характера. Исполнитель как бы сочиняет их сиюминутно, произвольно. Такмак — короткая, быстрая песня, прибаутка с речитативным характером. Обычно это веселые, жизнерадостные куплеты типа частушек с задорным плясовым ритмом и четкой ударной рифмой. Но бывают грустного и трагического содержания. Такмаки обычно не имеют собственных названий. Бейит — разновидность песен жителей степных районов Крыма — «ногьай бейитлери». Характерной чертой этих песен является их речитативность. Содержание бейитов зачастую имеет сатирический или юмористический характер. Чынъ — короткая песня типа частушек, импровизационного характера, часто по 4, 8 тактов. Эти песни степного района Крыма возникали в большинстве случаев стихийно во время своеобразных индивидуальных или групповых песенных состязаний между юношами и девушками. Большинство чынов не имеют собственных названий. Мане — развитая лирическая песня.


Этот жанр родился и был распространен в основном в прибрежном и горном районах Крыма. Кроме того, мане исполняют хором и одновременно танцуют как хоран. Нагме — небольшая песня лирического или сатирического характера. Нагъме — обычно песни какого-либо определенного места или района, о котором поется в песне. Илии — религиозное песнопение, которое исполняется в конце молитв. Иляи имеет четкую, стройную мелодию. Содержание текстов носит поучительный характер — в этом мире ничто не вечно, призывает людей к доброте, справедливости, порядочности, честности. Макам — вокально-инструментальная пьеса, заключающая в себе черты сюиты; жанр народной и профессиональной музыки крымских татар, который еще не изучен. Этот жанр характерен для жителей горного и южнобережного районов Крыма и не характерен для степной части. Он сейчас исчезает, почти не осталось знатоков и исполнителей этого древнейшего жанра крымскотатарской музыки. Термин «макам» употребляется также в значении «мелодия», и в значении «лад». Для крымскотатарского народного песенного творчества пение хором не характерно. Но иногда во время круговых хороводных танцев манелер исполняются хором в унисон. Способ пения смешанный: грудной и горловой. Отдельную группу составляют песни, исполняемые для танцев, например: «Папийим» (Моя уточка), «Къарасувнынъ дёрт кошеси» (Четыре стороны Карасубазара), «Юксек минаре» (Высокий минарет) и другие. Диапазон крымскотатарских народных песен обычно редко превышает октаву, но в песнях позднего происхождения он достигает и полутора октав. Некоторые народные песни имеют самостоятельные инструментальные вступления, которые выдержаны в характере песни и настраивают певца, например: «Эр къасапта» (У каждого мясника), «Хаста гонълюм» (Душа больна) и другие. Инструментальные вступления обычно исполняются полным составом ансамбля. Часто встречаются в песнях инструментальные отыгрыши-каденции в конце песни или интерлюдии в середине, которые называются баглама — «багълама» (связка). «Баглама» чаще всего употребляются в старинных «макамах» и являются их составной частью, которым свойственны импровизационность характера. Обычно «баглама» исполняется на скрипке, но иногда может быть исполнена другим инструментом или же полным составом ансамбля. Термин «баглама» имеет и другое значение. Эта мелодия, как правило, исполняется после медленной песни или инструментальной мелодии, обязательно контрастна, быстра и весела.
дальше>>
Категория: Все статьи | Добавил: Refat (09.05.2008)
Просмотров: 5960 | Комментарии: 50 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 5
1 NikolasIV  
0
Поскольку выясняется, что Иисус Христос, возможно, родился на мысу Фиолент, наименованном в Евангелиях Вифлеемом, хотелось бы знать мнение автора о вероятном влиянии музыки Крыма на развитие эстетических предпочтений Сына Божия. У караима Майкопара оно было благостным...

2 Hkalkay  
0
Bu malumatlarnı Qırımtatarca da yazsanız diasporada yaşağan Qırımtatarlar içün de pek faydalı olacaq. Turkiye'den selamlar

3 RichardPer  
0
http://clients1.google.com.fj/url?q=https%3A%2F%2Fcode-herb.com
http://bigtakeover.com/revive/www/delivery/ck.php?ct=1&oaparams=2__bannerid=68__zoneid=4__cb=c0575383b9__oadest=https://code-herb.com/
http://ref.webhostinghub.com/scripts/click.php?ref_id=nichol54&desturl=https://code-herb.com/
http://alt1.toolbarqueries.google.com.lb/url?q=https://code-herb.com/
http://alt1.toolbarqueries.google.co.il/url?q=https://code-herb.com/

4 RichardPer  
0
http://eonation.biz/__media__/js/netsoltrademark.php?d=code-herb.com
http://serenasedacao.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=code-herb.com
https://images.google.bs/url?q=http://code-herb.com/
https://www.google.nu/url?q=http://code-herb.com/
http://www.drinksmixer.com/redirect.php?url=https%3A%2F%2Fcode-herb.com%2F

5 RobertInini  
0
http://www.rohitab.com/discuss/user/1927781-carrentalmontenegrocom/

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright Refat Ametov © 2024 Вся музыка на сайте представлена исключительно для ознакомительного прослушивания