Музыка народа - источник вдохновения
«Звук, будучи высшей силой проявления души, таинственен
сам по себе. Моя музыка — это моя мысль, а моя мысль — это мое чувство»
(Суфий)
Лучшее наследие крымскотатарского народа — его
уникальная музыкальная культура. С XV века она формировалась и звучала
здесь, на этой благословенной земле, вызывая восхищение настоящих
ценителей музыки, а также была и остается одним из любимых видов
искусства крымских татар. Такие отличительные черты национальной
музыки как характерный колорит, мелодичность, орнаментальность,
мягкость, поэтичность народных песен вызывали большой интерес и любовь
у известных представителей культуры и искусства: художников
И.Айвазовского, А.Куинджи, композиторов М.Глинки, А.Римского-Корсакова,
А.Глазунова, страстно любившего Крым А.Спендиарова, с его известными
«Крымскими эскизами». Этнографы, знатоки и ценители музыкального
фольклора 1920-1930 годов много сделали для сохранения и пропаганды
мелодий и песен крымских татар. Этнограф А.Кончевский, а так же
автор первого сборника песен, изданного в 1923 году в г. Москве,
В.Пасхалов занимались сбором и обработкой песен и мелодий крымских
татар. Огромный вклад в сохранение и развитие этого бесценного
«золотого фонда» внес Асан Рефатов, являющийся первым профессиональным
композитором в Крыму. Настоящее произведение искусства — это
таинство, магия звука, цвета, слова, пластики и др. Способность
испытывать эстетическое наслаждение, подняться на уровень создателя
того или иного произведения искусства — большое счастье. О силе
воздействия крымскотатарской музыки на чуткого слушателя наиболее
пронзительно и поэтично выразил в высокохудожественной форме в рассказе
«Темир Аксак Хан» лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. Несмотря на
многочисленные испытания, которые пришлось пережить крымскотатарскому
народу: три депортации, «расстрел крымскотатарской культуры» в 1938
году, геноцид, когда было прервано развитие многих традиционных видов
искусства, но музыка — народные песни сохранились. Новые песни
рождались в самые сложные трагические периоды, выражая «историю души
народа». Чудом оставшиеся в живых в период депортации и вернувшиеся
в начале 1990-х годов на свою историческую родину представители
крымскотатарской культуры Ильяс Бахшиш, Эдем Налбандов, Сеит-Халил
Османов, Аким Джемилев, Ремзие Баккал и другие внесли большой вклад в
возрождение крымскотатарской музыки и культуры в начале 1990-х годов. Фраза
актера и художника Сеит-Халила Османова, сказанная еще в Таджикистане:
«Когда мы вернемся в Крым, весь Крым будет петь и танцевать» в
последнее время все чаще всплывает в памяти. В настоящее время в
Крыму существует около 400 профессиональных и самодеятельных
коллективов, большое количество талантливых исполнителей
инструменталистов. Прошедший 2005 год был богат особыми радостными
событиями в музыкальной культуре крымских татар и Крыма в целом.
Появились молодые исполнители, такие как DJ Бе-бек, Али, Гузель, Зарема
Падай, Эмилия Аблаева, Эльнара Кучук, джазовые певицы Ление Измайлова,
Сусанна Джамалединова. Молодые исполнители на различных концертах — как
в Крыму, так и в других городах Украины и за рубежом — представляют
популярную музыкальную культуру крымских татар. На невольно
возникающие вопросы: «Есть ли стремление к развитию профессионального
уровня у молодых исполнителей?», «Удается ли им привнести национальный
колорит и характерные особенности крымскотатарской музыки в свое
творчество?» исчерпывающий ответ должны дать музыковеды. Культура
каждого народа должна быть национальной по языку, по форме выражения и
характеру образного мышления. Это очень важно осознать с самого начала
вступающим на этот непростой путь созидания. И, конечно, это большая
ответственность: говорить, что я представитель крымскотатарской
поп-музыки, продолжатель музыкальных традиций своего народа. И при этом
бездумно кривляться, «устраивать стриптиз», не имея вокальных
способностей. Это слепое подражание самым худшим образцам американской,
европейской и российской поп-индустрии. Некогда музыка Крыма служила
не только нравственному совершенствованию в обществе, но и духовному
развитию. Она в течение многих веков звучала и радовала своих истинных
ценителей. В 20-30 годы прошлого столетия, во дворе Ханского
дворца-музея в городе Бахчисарае, известные представители
крымскотатарской интеллигенции Асан Рефатов, Усеин Боданинский, Осман
Акчокраклы, Меинов, художник Владимир Яновский и др. собирались и пели
старинные народные песни. Хорошим знаком прошедшего года стал
концерт во дворе Ханского дворца-музея нового ансамбля крымскотатарской
старинной музыки «Макъам», руководитель которого Джемиль Кариков
приложил огромные усилия исследовательского характера для сбора
материалов почти забытых инструментов, на которых когда-то здесь играли.
«Всякий обладающий знаниями звука знает мир...» (Суфий)
Заслуживающим особого внимания стало открытие в 2005
году нового имени реггей-музыканта Иззета из Киева, являющегося лидером
одноименной группы. Молодой музыкант — гитарист за короткий промежуток
времени в 2-3 года изучил, глубоко прочувствовав фольклорную музыку
крымских татар и осмыслив ее, пришел к выводу, что эта уникальная
музыка является мини-энциклопедией мировой музыки. Можно сказать,
что Иззет успешно и смело «въехал» в эту тему, культуру. Свидетельством
чего стали выпущенные автором кассета и два диска, последний из которых
полностью на крымскотатарском языке, в него вошли обработки народных
песен и авторские песни в стиле реггей. Широко пропагандируя эту музыку
на концертных площадках Киева и Украины в целом, он дает множество
интервью, а также пишет интересные статьи. Аранжировки народных
песен с использованием разнообразных выразительных средств — перкуссии,
пения птиц и других позволяет автору расширить спектр восприятия уже
известных фольклорных произведений. Главное в творческом поиске Иззета,
думается, умение сохранить характерные особенности каждого народного
произведения и связать это умение с современным течением «реггей».
Впечатляет то, что современные интересно обработанные песни, Иззет поет
нараспев, что было характерно для музыкантов довоенного Крыма.
Удивительно красивое сочетание звуков обволакивает, воздействуя
магически на слушателя. В целом выпущенный музыкантом в ноябре прошлого
года диск «Reggalia» можно обозначить тремя словами: стильно,
современно, красиво. Думаю, что это интересный прорыв в нашей
современной крымскотатарской музыкальной культуре. Иззет — в
какой-то степени последователь Боба Марли, очаровавшего в 1970-х годах
весь мир своей музыкой «Реггей», в которую нельзя было не влюбиться.
Главным правилом создания такой музыки должна быть любовь и искренность. Чуткость,
умение вслушиваться в себя и улавливать определенные неслучайные знаки,
которые вырисовывает периодически судьба, позволили Иззету обрести свой
путь в искусстве и жизни. Одним из таких необычных знаков стал призыв к
молитве муэдзина в мечети г. Кефе (Феодосии). Магические звуки,
раздающиеся с минарета, произвели на него сильное впечатление. После
этого начался поиск себя в себе, своих корней. И, конечно,
крымскотатарская музыка послужила также толчком к углубленному ее
изучению и сбору материалов. Благодаря необычайно красивым звукам
народных песен и мелодий, а позже и изучению судьбы предков по линии
деда подстегнули Иззета сделать именно такой выбор — принять ислам и
стать мусульманином, соединить «реггей» с крымскотатарской фольклорной
музыкой. Казалось бы, счастливое совпадение. Найти себя, свое
предназначение. И в то же время, чтобы разделить судьбу
крымскотатарского народа, надо иметь большое мужество. Несмотря на
последствия ДТП, случившегося в Крыму в 2005 году в марте, Иззету
удалось выпустить альбом «Reggalia», в работе над которым большую
поддержку оказал отец Иззета Валерий Аблязов, без которого многим
планам не суждено было бы осуществиться. В новый альбом «Reggalia»,
помимо интересно аранжированных народных произведений, включены и
авторские песни: «Ич къоркъмады юрегим» («Не было в сердце страха»),
«Зульмет» («Темнота»), «Арсланларымызгъа» («Нашим львам»), навеянные
грустью и печалью, с философскими размышлениями. Быть, а не
казаться всегда непросто, порой на это уходит много лет, иногда целая
жизнь, чтобы найти себя,: свое неповторимое творческое лицо в
искусстве. Молодому музыканту из Киева, думаю, это удалось — в 34 года
Иззет состоялся как личность и как яркий, интересный представитель
современной крымскотатарской музыкальной культуры. Приведу отдельные отзывы о творчестве Иззета. Рустем Комурджиев, преподаватель кафедры музыкального воспитания КИПУ:
«В настоящее время возникла достаточно серьезная опасность,
заключающаяся в том, что появляющиеся молодые исполнители,
самодеятельные ансамбли, выступающие перед слушателями и манерой, и
элементами поп- и рок-музыки иногда сильно искажают и деформируют
исторически сложившиеся колорит, орнамент, тонкость мелодий и песен. Мы
должны поддерживать молодых музыкантов, стремящихся привнести в нашу
музыку новые стили, жанры и веяния, которые ее будут обогащать, но это
необходимо делать с осторожностью, не нарушая тех интонационных
конструкций, которые дошли до нас с исполнительским мастерством народа. Сейчас
имеет место такой факт: молодые люди, не зная родного языка, который
является одной из основ интонационной структуры крымскотатарской
мелодии, создавая обработки на основе фольклорного материала и
индивидуальные музыкальные образцы (сочинения) искажают своеобразную
красоту крымскотатарских песен и мелодий. В творчестве Иззета много
новаторского, интересного, в частности, сам стиль, стремление
разнообразить жанровый состав, обогатить и, главное, что ему удалось,
проникнуться и по-настоящему полюбить эту уникальную в своем роде
музыку. Единственное пожелание: в дальнейшем ставить правильное
ударение на слова песен и интонационные акценты». Мамут Чурлу, художник:
«За кажущейся простотой звучания neсен и мелодий кроются
профессионализм, глубокие познания истории, философии, практики стиля
«Реггей». Все это позволило Иззету органично сплавить лучшие качества
этого стиля с крымскотатарской музыкой, придав стилю новое дыхание и
направление. Мне кажется, что талант музыканта очень эффективно
работает в двух направлениях. С одной стороны, впервые наша музыка,
песни на крымскотатарском языке выходят на очень широкий круг
слушателей популярной музыки за пределы Крыма (его песни занимают
ведущие места в хитпараде радиостанции «Промінь». Популярностью
пользуется его сайт в Интернете). Во-вторых, столь современные и
живые обработки народных мелодий и песен, их тексты реабилитируют
крымскотатарский язык, что будет иметь большой вес в среде
крымскотатарской молодежи. Безусловно, Иззет талантлив, и то, что он
делает, очень пер спективно. Это музыка живая, современная,
импровизационная, связанная прочными нитями с музыкальными
произведениями полуострова и современной мировой практикой лучших
музыкантов». Остается добавить. Только таинственные, исходящие из
глубины души звуки, мелодии, способны вернуть человека к его истокам.
Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Если хочешь понять
тот или иной народ, вслушайся в его народную музыку — песни и мелодии.
Это чистый неиссякаемый источник его духовной культуры». И в свете
вышесказанного хотелось бы пожелать молодым начинающим исполнителям с
чувством большой ответственности и настоящей любви относиться к
музыкальному наследию своего народа. Слушайте народную музыку,
вслушивайтесь в ее душу, стремитесь понять ее сущность и сумейте
передать ее красоту слушателям.
Эльмира ЧЕРКИЗОВА, искусствовед, ВИКЦ.
Источник: http://www.izzet.com.ua/index.php?cat_id=1&fla=stat&nma=catalog&nums=20 |